Реестры памятных знаков, установленных по проекту "Наследие Красноярского края"

Труженики края

Герои

Шмидт Отто Юльевич (1891 - 1956)

изображение

Информационная справка:

Отто Юльевич Шмидт - советский ученый-математик, геофизик, географ, астроном, академик (с 1935 г.). Родился в Могилеве, в 1913 г. окончил Киевский университет. В 1923-1956 гг. был профессором математики в Московском университете и одновременно вел руководящую научную и научно-организационную работу в различных областях.

Для комплексного изучения Земли как планеты Шмидт основал новый институт - Институт теоритической геофизики Академии наук СССР и стал первым его директором (1937-1949; ныне это Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта). С 1932 по 1939 г. он возглавлял Главное управление Северного морского пути. Участвовал в организации дрейфующей научной станции "Северный полюс-1" (1937), за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В области астрономии Шмидт во главе коллектива ученых разработал космогоническую теорию "холодного" образования Земли и других планет Солнечной системы из газопылевого облака, окружавшего солнце. По этой теории, мелкие частицы протопланетного облака сначала слипались в тела небольших размеров, а затем уже в планеты. Особой заслугой Шмидта как теоретика было то, что он доказал принципиальную возможность захвата Солнцем случайно встреченного им протопланетного облака. Гипотеза Шмидта позволила дать объяснение распределению момента количества движения между Солнцем и планетами, впервые согласовала между собой многие астрономические, геофизические и геологические факты: например, объясняла наблюдаемую закономерность в распределении планет Солнечной системы и хорошо согласовывалась с оценками возраста Земли по возрасту горных пород. Гипотеза Шмидта является важным вкладом в небесную механику и звездную динамику.

В честь О. Ю. Шмидта названы остров в Северном Ледовитом океане, равнина в Антарктиде и мыс на Чукотке. За лучшие работы по геофизике Академия наук СССР присуждает премии им. О. Ю. Шмидта.

Роль Отто Юльевича Шмидта в создании Подтесовского затона, Подтесовской РЭБ флота, поселка Подтесово.

Из книги Еремеевой Л.С. «Подтесово – родной причал» (стр. 85-87)

Из воспоминаний И.А. Искры.

- Уже во время первой вынужденной зимовки 1933-34 года вопрос о создании Подтесовского судоремонтного завода поднимался неоднократно на бюро и пленумах райкома. Начальник Енисейского пароходства Мещеряков Павел Михайлович говорил, что в пароходстве сегодня это вопрос № 1 и рассматривается при этом два варианта: в Подтесово или между Енисейском и Маклаково.

В том же году в Енисейске была создана организация «Севполярлес», имевшая свой речной транспорт. Руководство «Севполярлеса» (А.К. Янсон и В.М. Башмачников) поддерживало нас в вопросе строительства затона именно в Подтесово. Подтолкнула к подтесовскому варианту и случайная зимовка 1933-34 года. Как говорили потом водники: не было бы счастья, да несчастье помогло!

Разговоры о строительстве Подтесовского затона велись долго, но дальше дело не шло.

В начале сентября 1935 года руководитель Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) Отто Юльевич Шмидт следовал из Красноярска в Дудинку. Мы встречали его в Енисейске и на совещании не преминули высказать ему наши соображения о Подтесовском варианте затона. (ГУСМП при Совнаркоме СССР было организовано в декабре 1932 года и О.Ю. Шмидт был назначен его первым руководителем).

ГУСМП в Енисейске имело несколько своих катеров. И на одном из них, на катере «Штандарт», мы поехали осматривать Подтесовскую протоку. Кроме О.Ю. Шмидта, на «Штандарте» были П.М. Мещеряков, А.К. Янсон, К. Сухов. Проплыли всей подтесовской протокой, прикинули, где можно перекрыть протоку дамбой, затем сошли на берег, осмотрели землянки и временные сооружения зимовщиков. На берегу не было ни души.

Мещеряков предложил Шмидту строить затон на кооперативных началах: Наркомвод и ГУСМП. Все просили О.Ю. Шмидта поддержать эту идею в Москве. Он в свою очередь отметил, что место здесь удобное, акватория огромная на любую перспективу роста флота.

В тот же день все вернулись в Енисейск. На совместном заседании райкома и райсполкома был рассмотрен вопрос о строительстве затона в Подтесовской протоке и принято решение о выходе с этим вопросом в высшие инстанции. Отто Юльевич обещание свое сдержал, и в 1936 году ГУСМП начало строительство затона и судоремонтных мастерских в Подтесово.

Официальной датой рождения Подтесовской РЭБ флота считается 27 февраля 1936 года. Именно в этот день объединенным заседанием бюро Енисейского райкома партии и президиума райисполкома было принято решение о начале строительства затона, мастерских и поселка Подтесово. На заседании слушали представителя ГУСМП Карепова, который изложил точку зрения ГУСМП по вопросу строительства. Постановили: закрепить за ГУСМП участок земли на правом берегу Енисея площадью 2,5 квадратных километка для промышленного строительства и рабочего поселка, а также всю акватория протоки, начиная с ухвостья острова Малого Кекурского до приверха Большого Кекурского со всей территорией указанных островов. ввиду того, что площадь намеченного предприятия включает в себя площади колхоза «Путь Ленина» - поддержать перед Краевой Земельной комиссией ходатайство ГУСМП о передаче указанного участка под строительство. Принять к сведению заявление представителя ГУСМП Карепова, что к строительству завода предполагается приступить уже в текущем 1936 году, поэтому считать необходимым представление ГУСМП в районные организации плана развертывания строительства на 1936 год к 15 апреля. (Данные из Центра хранения и изучения документов новейшей истории, бывшего архива краевого комитета КПСС, фонд 55, опись 55-3, дело 96).

Воспоминания зам. директора Подтесовской РЭБ флота Олейникова Николая Степановича.

- Мемориальная доска Отто Юльевичу Шмидту на заводоуправлении Подтесовской РЭБ флота была установлена к 50-летию судоремонтного предприятия. Идея принадлежит Борису Николаевичу Еремееву, который в те годы был директором Подтесовской РЭБ. Руководством была разработана программа подготовки предприятия к юбилейным мероприятиям. Мемориальная доска была изготовлена в г. Красноярске.

Торжественное открытие мемориальной доски состоялось 27 февраля 1986 года в день официального рождения Подтесовской РЭБ флота.

Литература:

Подтесово – родной причал. История и современность /под ред. Л.С.Еремеева. – Красноярск, ООО РПБ «Амальгама», 2005. – С. 32 – 41; 76 – 87; 101. ил.