Реестры памятных знаков, установленных по проекту "Наследие Красноярского края"

Труженики края

Герои

Знак Анатолий Маркович (1939 – 2002)

изображение

Информационная справка:

Анатолий Маркович Знак родился в 5 августа 1939 году на станции Козулька Красноярского края. Его детство прошло среди сибирских просторов. В Красноярске он получил основы изобразительного искусства в художественной школе им. В. И. Сурикова, а затем – учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерской прекрасного мастера живописи Е. Е. Моисеенко. В Красноярск вернулся в 1971 году после окончания института, и вся его дальнейшая жизнь связана с сибирской землей.

Первые картины были экспонированы на выставках 1971-1972 гг. Уже ранние работы (1971-1975 гг.) определили круг образов и тематику произведений А. М. Знака. Чаще всего персонажами полотен становятся его молодые современники: «Доярки» (1971), «Часовой погранзаставы» (1973), «В дозоре» (1974), «Три танкиста» (1975). Художник олицетворял в своих героях представления о лучших качествах.

В 1970-е гг. А. М. Знак был сосредоточен на недавней истории Сибири. Одной из доминирующих тем творчества молодого художника стала эпоха начала XX века – первая русской революция, гражданская война, людские судьбы того времени (работы «Красноярск. 1905 год» (1973), «Конец колчаковщины» (1977), «Партизаны Щетинкина и Кравчеко» (1977), «Братья» (1978-1980), «Митинг» (1982)).

Анатолий Маркович Знак в 1980-е годы много ездил по стране, отовсюду привозя материалы для будущих полотен. Художник бывал в Мурманске и Североморске, на Байкало-Амурской магистрали, Дальнем Востоке (интерес представляли летчики морской авиации), на Саяно-Шушенской ГЭС, Крайнем Севере. Его работы этих лет рассказывают о буднях и праздниках гидростроителей и пограничников, летчиков и колхозниках, милиции и молодежи БАМа. За серию работ военно-морской авиации А. М. Знак был удостоен серебряной медали им. М. Б. Грекова.

Период конца 1980-1990-х гг. внес в искусство художника новые темы. Творческая зрелость, мастерство, осмысление увиденного и пережитого наполнили холсты живописца новыми образами, новой силой. Хоровые композиции его работ, берущие начало в традициях русской исторической картины, всегда построены так, что во всем полотне нет ни одной «проходной» детали, ни одного случайного взмаха кисти. Полотна Знака обладают высокой культурой письма, излучают трепетное отношение художника к искусству живописи, гармонию и богатство цвета.

В последние годы художник не часто обращался к многофигурным историческим полотнам большого формата: другое время, другое отношение к жанру тематической картины, другие критерии. Одна из работ – Триптих «Петр Первый» (1994-1995) транслирует образ царя, преисполненного величием духа.

Из-под кисти художника вышли также портретные работы: портрет В. П. Астафьева, инструктора ГАИ Л. М. Руденко и женские портреты, которые отражали отношение художника к людям, его взгляд на их судьбы. А. М. Знак изображал лица на фоне интерьеров, пейзажей, натюрмортов. Такая особенность его портретов передает мысли художника, аккомпанирует образам героев.

Долгие годы Знак преподавал (с 1987) живопись и композицию в Красноярском государственном художественном институте, был руководителем персональной творческой мастерской, с 1990 – профессор.

За большой вклад в искусство Анатолию Марковичу Знаку было присвоено звание «Народный художник Российской Федерации» (2001), он был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.

Литература:

Ломанова, Т. М. Искусство Красноярска. XX век. : живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство : монография / Т. М. Ломанова. - Красноярск : [КГПУ им. В. П. Астафьева], 2013. - С. 115-124.

Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / [авт.-сост. М. В. Москалюк]. - Красноярск : Поликор, 2010. - С. 125-132.

Знак Анатолий Маркович