Реестры памятных знаков, установленных по проекту "Наследие Красноярского края"

Труженики края

Герои

Мошкей Василий Семенович (1918 - 1944)

изображение

Информационная справка:

Летчик-истребитель 5-го авиаполка, перегонявший самолеты по трассе «АлСиб» для нужд фронта

В начале 1980-х испытатель Научно-производственного объединения прикладной механики (г. Красноярск-26) Владимир Кузьмич Пашун, профессиональный фотограф и заядлый таежник, вернувшись в Красноярск-26 после одного из походов, рассказал, что в деревне Усть-Кан, где он останавливался на ночевку, местный лесничий Потаев поведал ему о находящихся недалеко в тайге обломках военного самолета и человеческих останках. Местные жители, живущие таежным промыслом, обнаружили разбившийся самолет после войны. Именно благодаря настойчивости В.К. Пашуна был сформирован поисковый отряд, который 12 июня 1982 года отыскал, документально зафиксировал и заснял в горно-лесном массиве место катастрофы. В течение трех лет велась кропотливая исследовательская работа, переписка с архивами, делались запросы в Центральный архив МО СССР, архив Министерства гражданской авиации СССР, главное управление кадров Министерства обороны. Но выяснилось, что данных для установления личности погибшего недостаточно. И в сентябре 1985-го в приенисейскую тайгу направилась вторая поисковая группа. В составе были представители НПО ПМ, горвоенкомата, судмедэксперт городской прокуратуры А. Агапов, журналист А. Жетмеков. Бортовой номер 42174, обнаруженный на панели фюзеляжа разбившегося самолета, позволил определить, что это машина 5-го перегоночного авиаполка I перегоночной авиадивизии «Аляска-Сибирь». Изучение человеческих останков и сравнение их описания с данными персональной медицинской карты летчика Мошкея, хранящейся в военном архиве города Подольска, подтвердило: близ Усть-Кана погиб именно Василий Семенович Мошкей.

Василий Семенович Мошкей родился в Белоруссии, в городе Витебске. Закончил Читинскую школу летчиков. Тогда же прибавил себе лишние два года. поэтому в личном деле пилота в строчке «дата рождения» стоит 1916 год. На самом же деле Василий Мошкей был на два года моложе своих анкетных данных. С самого начала войны летчик-истребитель принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и попал в госпиталь. Здесь его и нашел полковник Илья Мазурук, подбиравший в свою секретную перегоночную дивизию настоящих профессионалов, честных и надежных, прошедших боевое крещение.

Авиатрасса «Аляска-Сибирь» протяженностью 6500 км была создана в рекордные сроки - всего за 10 месяцев. За это время были построены 16 аэродромов и 274 специальных и подсобных сооружения. Первая партия самолетов в Красноярск была доставлена 29 сентября 1942 года, всего же за годы войны по трассе «Алсиб» были переправлены на фронт 7308 самолетов, наиболее ценными из которых, с точки зрения боевого применения, были истребители Р-39 или «Аэрокобра».

Именно такой самолет и разбился в устье реки Кан.

В тот день, 29 марта 1944 года, на последнем участке трассы «Киренск-Красноярск» в небо поднялись 7 самолетов. Впереди, как всегда, шел лидер-бомбардировщик, за ним клином выстроились истребители Р-39 типа «Аэрокобра». Когда до пункта назначения оставалось не более 30 минут лета, погода резко ухудшилась, летчики потеряли друг друга из виду. Два самолета вернулись назад в Киренск, три прорвались до Красноярска, а два так и не прибыли в пункт назначения. Один из них пилотировал Василий Мошкей, другой - летчик 5-го перегоночного авиаполка, старший лейтенант Георгий Иосифович Самарцев. Самолет Самарцева упал вблизи деревни Глубокий ручей того же Сухобузимского района, жители которой еще летом 1944-го с почестями похоронили пилота, а все документы переправили в военкомат. Василий же Мошкей до сентября 1985 года числился в списках пропавших без вести.

10 сентября 1986 года прах военного летчика Василия Мошкея был торжественно захоронен на центральной аллее городского кладбища Железногорска. На похоронах присутствовали и родственники Василия Мошкея, которых удалось найти.

В сентябре 1999-го группа энтузиастов, в которую входили участники самых первых экспедиций Геннадий Бутыч и Михаил Нестеришин, журналисты Григорий Янушкевич, Надежда Кичкайло, Владимир Журавлев и другие, при поддержке Музейно-выставочного центра установила на месте катастрофы мемориальную доску (доску изготовил сотрудник НПО ПМ Александр Матросов).

Мемориальную доску укрепили на гранитной скале рядом с местом катастрофы. Эта поросшая мхом гранитная скала - последнее, что видел из кабины самолета в своей недолгой жизни Василий Мошкей. Она и стала памятником на месте гибели «вечно 25-летнего» летчика.

Литература:

Янушкевич Г. Экспедиция : [об экспедиции газеты «Город и горожане», «Канала-12», Музейно-выставочного центра г. Железногорска к месту гибели самолета В. Мошкея, установлении мемориальной доски] / Г. Янушкевич // Город и горожане. - 1999. - 9 сент. - С. 5.

Алтунина Н. Через Аляску на фронт : [близ Усть-Кана погиб именно Василий Семенович Мошкей] / Н. Алтунина // Город и горожане. - 2012. - 15 нояб. - С. 44. - Рубр.: Как это было.

Кичкайло Н. Война прошла рядом с нами : [история гибели летчика В.С. Мошкея, похороненного в г. Железногорске] / Н. Кичкайло // Город и горожане. - 1997. - 10 окт. - С. 6.

Шкарев Н. Тайна енисейской тайги // Небо без границ : очерки, воспоминания. – Красноярск, 1995. – С. 315-321.

Шкарев Н. Тайна енисейской тайги // Красноярский комсомолец. - 1982. - 22 июня.